Британский журналист и эксперт Джеймс Аллен анализирует ситуацию, в которой оказались основные владельцы Формулы 1 из Capital Partners, когда многие требуют от них либо продать свои акции, либо начать инвестировать в будущее Формулы 1.
Джеймс Аллен: «За кулисами Формулы 1 происходит серьезная битва, в которой под ударом оказалась компания CVC Capital Partners, контролирующая коммерческую составляющую спорта. Сообщение, адресованное им, довольно простое: они должны или уйти, передав управление тем, кто обладает долгосрочной стратегией, или остаться, но инвестировать в Формулу 1 серьезные средства вместо того, чтобы выводить денежные активы.
Дональд Маккензи присутствовал на Гран При Бахрейна – представляя CVC, он контролирует коммерческие права в Формуле 1 и работает с Берни Экклстоуном. После встреч с заинтересованными сторонами в прошлый уик-энд у него не осталось сомнений, что Формула 1 в сложной ситуации – его следующий шаг станет решающим.
В прошедший уик-энд один из неисполнительных директоров Совета Формулы 1 призвал CVC или продать свои активы и уйти из Формулы 1, или инвестировать значительные средства в чемпионат, если компания останется владельцем. Кроме того, на неделе был запущен новый таинственный сайт «Спасите нашу Формулу», в манифесте которого призывается к всеобъемлющим переменам в Формуле 1.
«Болельщики Формулы 1 не должны забывать, что банкиров, управляющих спортом, больше беспокоит прибыль, а расходы продолжают выходить из-под контроля», – говорится в одном из сообщений, опубликованных на неделе в Сети. Некоторые из требований просто невыполнимы – нет ни единого шанса, что материнские компании, стоящие за ведущими командами, согласятся разорвать коммерческое соглашение, гарантирующее в некоторых случаях выплаты до 2020 года по $100 млн. CVC и Экклстоун забирают около 60% всей прибыли Формулы 1 до уплаты налогов, что по нынешним ценам составляет около $700 млн.
Неисполнительный директор, обратившийся к CVC – бывший руководитель Ferrari Лука ди Монтедземоло. Кто стоит за кампанией «Спасите нашу Формулу», неясно, но в паддоке уверены – он имеет серьёзное влияние. Посыл от тех, кто хочет перемен, вполне очевиден: пришло время действовать.
Компания CVC владеет Формулой 1 почти десять лет, занимаясь рефинансированием и продажей отдельных пакетов акций, она легко заработала $4-5 миллиардов. В планах был и выход на IPO в Сингапуре, который мог увеличить общую прибыль до $7 миллиардов за десять лет, что сделало бы инвестиции CVC одними из самых успешных за все время. Однако по ряду причин проведение IPO откладывается, а CVC продолжает контролировать Формулу 1 к неудовольствию других заинтересованных сторон, которые хотят действовать сейчас, чтобы инвестировать в будущее.
В конце 2014-го Маккензи собрал заинтересованные стороны, чтобы обсудить планы по назначению бывшего исполнительного директора Diageo Пола Уолша и его команды на место Экклстоуна. Однако в декабре состоялась встреча Совета директоров Формулы 1, на которой Экклстоуну удалось отстоять свои позиции, введя в состав Луку ди Монтедземоло и сохранив паритет с Уолшем.
Этап в Бахрейне показал, что гонки по-прежнему интересны, а технологии, применяемые в Формуле 1, остаются инновационными и востребованными автомобильной промышленностью, но проблемы пока не решаются. Их можно сформулировать следующим образом: расходы слишком велики, доходы не распределяются равномерно между всеми участниками, а к шоу снижается интерес со стороны зрительской аудитории, особенно в условиях, когда медиарынок наполнен конкурирующими спортивными событиями.
Промоутерские взносы за право принимать гонки тоже очень высокие, в итоге этапы в Германии и Италии находятся под угрозой, а заменившие их новые автодромы не могут привлечь внимание аудитории и гарантировать будущее спорту. Из-за высоких промоутерских отчислений в большинстве стран билеты достаточно дорогие для обычных болельщиков, организаторы стремятся компенсировать часть своих расходов, устанавливая цены на уровне премиум-класса – и на многих трассах трибуны не заполнены.
Берни Экклстоун несет определенную ответственность, но с другой стороны он исполняет пожелания акционеров, и Маккензи сомневается, стоит ли ему менять Экклстоуна. Однако у международных спортивных соревнований совсем другой уровень доходов. Например, футбольная английская Премьер-лига только на британском рынке заработала 5 миллиардов фунтов на продаже телевизионных прав, а американская баскетбольная серия NBA за девять лет получила $24 миллиарда.
Экклстоун и его союзник, бывший президент FIA Макс Мосли, в свое время установили в Формуле 1 так называемую форму «благожелательной диктатуры», хотя некоторые противники Мосли не согласятся с ее «благожелательностью». Те дни остались в прошлом, подходы к управлению изменились, поэтому мы слышим призывы к CVC уйти из чемпионата или начать инвестировать в такие области, как социальные медиа, маркетинг, международные стратегии роста и инновационные методы продвижения спорта.
На прошлой неделе интересным событием стала отставка Фердинанда Пиха с поста совета директоров Volkswagen Group. Скорее всего, его пост займет Мартин Винтеркорн. Считается, что Пих был основным противником прихода Audi или Porsche в Формулу 1. Интересно последить за развитием событий в ближайшие месяцы – если новый производитель, такой как Audi, придет в Формулу 1, это станет позитивным сигналом того, что Формула 1 на верном пути».
Источник: www.sportonline.ua